Тема 13. Мотивация

шествие


   Потребность.
   Потребность — форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
   Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.
   Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.
   Виды. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая).
   Поведение.
   Поведение — целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения потребностей. В основе конкретного поведения лежат та или иная органическая или культурная потребность животного организма, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.
   Оборонительный рефлекс (лат. reflexus – отраженный) — форма безусловного рефлекса, которая выражает защитную реакцию организма в ответ на разрушительные воздействия. Обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страха, гнева). Приспособительные реакции, входящие в оборонительный рефлекс (повышение тонуса скелетных мышц, учащение сердечного и дыхательного ритмов, усиление деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ, повышение чувствительности зрительного и слухового анализаторов, снижение деятельности пищеварительного тракта, тактильной, вкусовой и температурной чувствительности), обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга.
   Ориентировочный рефлекс (лат. orientis – восток и reflexus – отраженный) — форма безусловного рефлекса, который представляет собой комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя. К этим реакциям относятся: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т. н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 15 — 20 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П. Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.
   Ориентировочная реакция — поведенческая реакция, которая в нестоящее время определяется как комплексная подготовка организма к новому действию в ответ на внешний раздражитель.
   Ориентировочная деятельность — форма поведения, которая основана на обследовании окружающих предметов с целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.
   Формирование человеческих потребностей в онтогенезе.
   Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.
   Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие „сдвиг мотива на цель“. Это — механизм формирования новых мотивов, которая те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
   Близкое значение имеют понятия функциональной автономии в теории личности Г. Олпорта и катексиса З. Фрейда.
   Функциональная автономия (лат. functio – исполнение и греч. autos – сам + nomos – закон) — состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какого–то результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных целей.
   Катексис (неологизм. cathexis происходит от нем. Besetzung – захват) — психоаналитическое понятие, которое выражает собой направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.
   Личностный смысл.
   Личностный смысл — характеристика сознания, которая представляет собой субъективно воспринимаемую значимость для индивида тех или иных предметов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.
   Теория социального научения А. Бандуры.
   А. Бандура (1925, Альберта, Канада — 1988), американский психолог, автор теории социального научения предложил модель, которая объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям.
   Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
   Мотивация.
   Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
   Диагностика. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:
   1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.
   2. Владение информацией о средствах достижения цели.
   3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).
   4. Сенсорные волны.
   5. Ретроактивное торможение.
   6. Моторная готовность к достижению цели.
   7. Сила нажима при письме.
   8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса — апперцепции.
   9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.
   10. Продуктивность произвольной памяти.
   11. Продуктивность непроизвольной памяти.
   12. Эффект торможения в симультанном восприятии.
   13. Латентное научение.
   14. Намеренное обучение.
   15. Время реакции в ситуации выбора.
   16. Конфликтующие действия.
   17. Спонтанная активность.
   18. Выдержка при достижении цели.
   19. Защитные психологические механизмы.
   20. Проекция собственных качеств на других.
   21. Сферы мышления.
   22. Темы фантазирования.
   23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).
   24. Самооценивание.
   Законы Йеркса–Додсона.
   Эмпирические закономерности, которые связывают мотивацию и качество деятельности выявлены в исследованиях Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона.
   В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности.
   Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Выявлены в экспериментах по изучению научения мышей.
   Детерминирующая тенденция.
   Детерминирующая тенденция (лат. determinans – определяющий) была исследована представителями Вюрцбургской школы (Н. Ах, О. Зельц, Х. Уатт). Это — установка, возникающая при постановке задачи и определяющая направленность и избирательность мышления. Постулируется, что „детерминирующая тенденция“ сама обусловлена, во–первых, конечной целью (искомое задачи), во–вторых, инструкцией (требования к искомому).
   Теория мотивации У. Мак–Дугалла.
   У. Мак–Дугалл (1871–1938), англо–американский психолог, основатель гормической психологии в качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из–за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугаллом на термин „склонность“ — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это психофизическое предрасположение заставляет индивида что–либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью.
   Теория мотивации А. Маслоу.
   А.Х. Маслоу (1908–1970), американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных „уровней“ потребностей:
   — физиологические потребности;
   — потребность в безопасности;
   — потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
   — потребность в уважении и признании;
   — потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.
   При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей.
   Теория мотивации Э. Шпрангера.
   Э. Шпрангер (1882–1963), немецкий философ, психолог и педагог разработал учение о формах жизни. По его мнению, основной задачей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека („форм жизни“).
   Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть:
   — теоретическая (область науки — истинность),
   — экономическая (материальные блага — полезность, цена),
   — эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению — стиль и гармония),
   — социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни— любовь к людям),
   — политическая (власть как ценность),
   — религиозная (смысл жизни— религиозный настрой).
   В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. Теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека.
   Шестиугольная модель профессиональных интересов разработана Дж.Л. Холландом. Это — факторно–аналитическая систематика профессиональных интересов, которая Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э. Шпрангера); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженер–строитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженер–механик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные (программист, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь). Каждая из этих профессиональных областей имеет различные образовательные уровни (от неквалифицированных работников до экспертов).
   Классификация мотивов Ж. Нюттена.
   Ж. Нюттен предложил модель структуры мотивационно–потребностной сферы, в которой было выделено восемь мотивационных категорий:
   — личность субъекта (представление о себе, способности, характер),
   — деятельность,
   — направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов),
   — деятельность, направленная на ожидаемый результат,
   — социальные контакты,
   — исследовательская деятельность,
   — религиозные мотивы,
   — собственность, игра (развлечения).
   Теория мотивации Г. Мюррей.
   Г.А. Мюррей (1893 — 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ (Exploration in Personality. N.Y., 1938 (et al.)), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах.
   Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в:
   — достижении,
   — уважении,
   — общении,
   — порядке,
   — привлечении к себе внимания,
   — независимости,
   — защите,
   — содействии,
   — внутреннем анализе,
   — помощи,
   — доминировании,
   — унижении,
   — заботе,
   — изменении,
   — терпении,
   — сексе,
   — агрессии,
   — игре.
   В дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники „Список личностных предпочтений“ А. Эдварса и „Форма по изучению личности“ Д. Джексона. Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье „К классификации взаимодействий“ (Toward a classification of interaction / Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных („давление“ как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: „давление“ актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей „давление“; их встреча обозначалась Мюрреем как „тема“.
   Мотивация достижения.
   Мотивация достижения — элемент мотивационно–потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Первым Д.У. Аткинсон (род. 1923), американский психолог, для учета индивидуальных различий мотивов в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения * вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risk–taking behavior / Psychological Review. 1957, 64).
   Диагностика. Для выявления мотивации достижения часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Дж. Мак–Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен (тест Хекхаузена).
   Теория реверсивности разработана М.Дж. Аптером. Она основана на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т.е. имеет более чем одно стабильное состояние. В мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, телическое, характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, парателическое, ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения. В телическом состоянии удовольствие возникает в ответ на снижении активации (индивид стремиться завершить деятельность, например, при выполнении монотонного задания), в парателическом, наоборот, при повышении активации (индивид старается продлить деятельность, например, в случае игры). Переход от одного состояния к другому (инверсия) может осуществляться внезапно, он инициируется либо насыщением мотива, доминирующего в данном состоянии, либо его фрустрацией, либо внешними факторами.
   Теория мотивации Ю. Кюля представляет собой развитие модели целенаправленного поведения Дж.. Аткинсона. В ней — на основе модели „ценность поведения * вероятность успеха“ — постулируется, что для осуществления деятельности является необходимым не только наличие у субъекта соответствующих мотивации и способности, но и та или иная выраженность контроля действия (Handlungskontrolle) как некого интегративного критерия эффективности данной деятельности. Выделены два вида контроля деятельности:
   — ориентация субъекта на действие (когнитивная активность, направленная на выбор из альтернатив и преодоление несоответствия между актуальными и достигаемыми позициями);
   — ориентация субъекта на состояние (когнитивная активность, направленная на субъективные состояния как каковые, локализованные или в настоящем, или в прошлом, или в будущем, представленные в виде персевераций).
   Предполагается, что при неуспехе деятельности сначала должны активироваться мысли и чувства, ориентированные на продолжение действия, но если неуспех продолжается, то закономерно возникают мысли и чувства, ориентированные на собственное положение, что тормозит осуществление достигающей деятельности.
   Интерес.
   Интерес (лат. interest – важно) — субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Среди функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно–функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.
   Исследования. В лабораторно–экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е. Берлайн, Д.О. Хебб). При таком, получившим обозначение „экологического“, подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.
   Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.
   Понятие „функциональное удовольствие“ (лат. functio — исполнение) ввел К. Бюлер. Это — приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры, которая за счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения.
   Функциональный мотив (лат. functio – исполнение и moveo – двигаю) — элемент мотивационно–потребностной сферы в виде побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею — в форме потребления предмета или его создания — результат.
   Исследования. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В „Никомаховой этике“ Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности — как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно–функциональные потребности), или психологические качества (душевно–функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В. Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В. Штерн, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев). Р. Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д. Берлайн, Г. Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К. Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения „радостной поглощенности жизнью“, при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М. Вертгеймер, А. Маслоу и др.).
   Виды. При типологическом анализе функциональных мотивов различают:
   — телесно–функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности („мышечная радость“) и имеющие, прежде всего, биологическую основу,
   — предметно–функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.
   Диагностика. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные признаки выступают как косвенные свидетельства выраженности функциональных мотивов — к таким методикам можно отнести „Шкалу поиска ощущений“ М. Цукерманна и шкалу „Ориентации на игру“ в опроснике PRF Д.Н. Джексона.
   Синонимы. Содержательно близкими этому понятию являются понятия функционального удовольствия, функциональных потребностей, предметно–функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation).
   Экспериментальная самостимуляция.
   Экспериментальная самостимуляция (лат. experimentum – проба, опыт и лат. stimulus – стрекало, остроконечная палка для погонки животных) исследована Дж. Олдзом. Ненасыщаемое стремление животного или человека совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению (например, посредством вживленных электродов) нервных структур, находящихся в гипоталамусе и среднем мозге. Нервные клетки этих структур отвечают за классическое (пищевое, половое) подкрепление. При этом в данной области есть 35 % клеток, к раздражению которых организм стремится, 5 % — избегает, 60 % — нейтральных.
   Поиск ощущений.
   Поиск ощущений (англ. sensation seeking) — элемент мотивационно–потребностной сферы, описанный М. Цукерманном. Представляет собой поведение, в котором могут быть выделены следующие составляющие:
   — поиск опасностей и приключений,
   — поиск переживаний,
   — раскованность,
   — восприимчивость к скуке.
   В исследованиях М. Цукерманна показано, что поиск ощущений связан с половыми гормонами и энзимом моноаминоксидазы, которые регулируют работу лимбической системы.
   Типология конфликтов.
   Типология конфликтов (греч. typos – образец и лат. conflictus – столкновение), на основе динамической модели К. Левина, предложит Н.Э. Миллер. В качестве основных побуждений деятельности здесь рассматривалось два стремления: достичь благоприятную цель (Appetenz — притяжение) и избежать неблагоприятной ситуации (Aversion — отвращение). В соответствии с этим субъективный конфликт возникает тогда, когда у индивида есть несколько противоречащих друг другу стремлений. Данная модель широко использовалась в тренинговых программах, прежде всего для отработки оптимальных коллективных решений. Типы:
   — „аппетентно–аппетентный“ конфликт возникает при наличии двух положительно валентных целей, требующих несовместимых действий (ситуация „буриданова осла“);
   — „аппетентно–аверсивный“ конфликт — когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе имеет негативные аспекты;
   — „аверсивно–аверсивный“ конфликт — когда предписан выбор между одинаково неблагоприятными целями;
   — „двойной аппетентно–аверсивный“ конфликт — когда предписан выбор между двумя целями, имеющими и позитивные, и негативные аспекты (самый распространенный случай).
   Феномен чередующегося поведения был зафиксирован Э.Ч. Толменом (1925). Чередующееся поведение (англ. spontaneous alternation behavior) — поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации потребности животное предпочитает стереотипное поведение, гарантированно ведущее к цели. Существенную роль играет наблюдение за опытом других животных.
   Теория эпистемического любопытства.
   Теория эпистемического любопытства (греч. theoria – исследование и epistemologia – теория познания) разработана Д. Берлайном (1954 г.). Это — теория мотивации поведения, которая в соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т.е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения.
   Теория когнитивного диссонанса.
   Теория когнитивного диссонанса (греч. theoria – исследование, англ. cognition знание и dissonance – несоответствие) разработана Л. Фестингером (1919–1989), американским психологом, специалистом в области психологи регуляции мышления, социальной психологии.
   Она была сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля К. Левина и теории равновесия Ф. Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющих мотивационного процесса оценивалась недостаточно. В данной теории был реализован основной принцип гештальтпсихологии — динамика развития определяется достижением хорошего гештальта. Было постулировано, что индивид стремится к гармонии когнитивных репрезентаций любых знаний, мнений, убеждений об окружающем, о себе, о чьем–либо поведении. Диссонанс этих репрезентаций переживается как что–то неприятное, что нужно максимально редуцировать. Поэтому если индивид встречается с противоречивыми представлениями, то у него появляется особая мотивация, приводящая к изменению поведения — либо одно из представлений пересматривается, либо ищется новая информация. Логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации (в виде негативного побудительного состояния), призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта — за счет изменения исходных знаний или социальных установок.
   Были сформулированы следующие положения:
   — между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;
   — существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;
   — проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.
   Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: конфликт после принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации, несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
   Критика. Основная критика была направлена на то, что в данной теории рассматривалось лишь два диссонирующих элемента, в то время, как их может быть значительно больше.
   Кроме того, в исследованиях Э. Аронсона показано, что когнитивный диссонанс может быть интерпретирован как несовпадение поведения и представлений о самом себе.
   Вера в справедливый мир — феномен социальных установок, М. Лернером, который проявляется в том, что большинство людей безотчетно считают, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости. Добро и зло должны быть вознаграждены. Даже случайные события должны соответствовать моральным заслугам тех людей, с которыми они случаются. Эти установки проявляются также в том, что как нравственные воспринимаются, например, богатые или удачливые люди („по–видимому, они это заслужили“).
   Аффилиация.
   Аффилиация (англ. affiliation – соединение, связь) — элемент мотивационно–потребностной сферы, которая выражается побуждением к общению, к эмоциональным контактам, к дружбе и любви.
   А. Адлер (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии, в работах конца 1920–х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я–центрирования в ущерб группа–центрированию. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Человеку с выраженным социальным интересом свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
   Аффилиация проявляется в стремлении любить, заводить дружбу, испытывать привязанность, радоваться другим людям, жить в кругу друзей, сотрудничать с другими, присоединяться к группам. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе, приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.
   Повышение уровня аффилиации часто наблюдается в ситуации неопределенности и субъективной опасности.
   В основе аффилиации лежит эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает — вопреки сознательному контролю — разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.
   Дружба — форма общения, которая характеризуется установлением личностных отношений между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.
   Виды:
   — детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего, на совместной деятельности;
   — с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.
   Привязанность (англ. attachment) — установление эмоциональной близости с другим человеком, прежде всего матерью. Систематические исследования ранней привязанности начаты в работах Э. Боулби. В них было показано, что на помещение в незнакомое место с незнакомыми людьми дети реагируют протестом, отчаянием и отторжением. На этом основании им была сформулирована теория привязанности как особой биологической функции защиты. В дальнейшем, в исследованиях М. Айнсворт было выявлено, что одним из компонентов привязанности является активное исследовательское поведение ребенка.
   Привязанность младенца к матери является первичной основой его психического развития — у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. Исключительно на ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).
   Агрессия.
   Агрессия (лат. aggressio – нападение) — форма поведения, которая ориентирована на нанесение вреда живым существам или разрушение неодушевленных предметов.
   Обусловливание. Для человека характерно, что его агрессивное поведение служит, прежде всего, формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. По мнению К. Лоренца, агрессия человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически. В исследованиях же Л. Берковица было показано, что уже только наличие оружия в непосредственной близости от индивида стимулирует проявление его агрессивных реакций.
   Литература по разделу Мотивация:
   Адлер А. Индивидуальная психология / История зарубежной психологии (30–60–е гг. XX в.). Тексты. М.: Изд–во МГУ, 1986, с. 131–142;
   Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978;
   Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческая активность / Вопросы психологии. 1987, N 1, с. 162–169;
   Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения / Вопросы психологии. 1983, N 4, 146–156;
   Бандура А. Принципы социального научения / Современная зарубежная социальная психология. М., 1984, с. 55–60;
   Васильев И.А., Магомед–Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд–во МГУ, 1991;
   Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд–во МГУ, 1986;
   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд–во МГУ, 1990;
   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд–во МГУ, 1987;
   Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911;
   Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) / Вопросы психологии. 1985, N 6, с. 146–152;
   Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология / Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б.Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986, с. 239–263;
   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304;
   Маслоу А.Х. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982;
   Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975, с. 58–60;
   Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972;
   Судзуки Д.Т. Основы дзэн–буддизма / Дзэн–буддизм. Бишкек. 1993;
   Трусов В.П. Социально–психологические исследования когнитивных процессов (по материалам зарубежных экспериментальных работ). Л.: Изд–во ЛГУ, 1980;
   Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса / Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 97–110;
   Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992;
   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2–х тт. М.: Педагогика, 1986;
   Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998;
   Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978.
   





 Rambler's Top100

[главная страница][краткое введение в психологию][тестирование знаний по психологии]

 

 

Рейтинг@Mail.ru