Функциональный мотив (от лат. functio – исполнение и moveo – двигаю) — элемент мотивационно–потребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею — в форме потребления предмета или его создания — результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В „Никомаховой этике“ Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности — как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно–функциональные потребности), или психологические качества (душевно–функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В. Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В. Штерн, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев). Р. Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д. Берлайн, Г. Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К. Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения „радостной поглощенности жизнью“, при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М. Вертгеймер, А. Маслоу и др.). При типологическом анализе функциональных мотивов различают: — телесно–функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности („мышечная радость“) и имеющие, прежде всего, биологическую основу, — предметно–функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные признаки выступают как косвенные свидетельства выраженности функциональных мотивов — к таким методикам можно отнести „Шкалу поиска ощущений“ М. Цукермана и шкалу „Ориентации на игру“ в опроснике PRF Д.Н. Джексона. Содержательно близкими этому понятию являются понятия функционального удовольствия, функциональных потребностей, предметно–функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation). Литература. Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911; Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978; Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992; Судзуки Д.Т. Основы дзэн–буддизма // Дзэн–буддизм. Бишкек. 1993. |