Кондаков И.М. Психология в зеркале
  пушкинской судьбы

обложка   В книге рассмотрены психологические воззрения, существовавшие в русской культуре в конце XVIII — начале XIX вв. На большом текстовом материале дан анализ различных трактовок души прежде всего тех авторов, которые находились в орбите интересов А.С. Пушкина. Особое внимание обращено на проблемы соотношения души и тела, характера, творчества, сновидений, смерти, „животного магнетизма“, счастья.
   Книга предназначена для философов, психологов, литературоведов.
   
   Книгу можно
   заказать:
   по телефону: 977–53–97;
   по почте: у автора;
   
   или приобрести в магазинах:
   Ад маргинем,
   Гилея,
   Гранлайн ,
   Графоман,
   Книголюб,
   Литературный институт,
   Книжный двор МГУ,
   Академия,
   Дмитрий Букин,
   Российская политическая энциклопедия,
   Библиотека МГППИ,
   Библиотека ПИ РАО,
   Библиотека РАО,
   Библиотека им. К.Д. Ушинского,
   Институт языкознания РАН,
   Музей А.С. Пушкина,
   Московский дом книги,
   Русский вестник,
   Когито–центр,
   Летний сад,
   Искусство и религия,
   Русская деревня,
   Русский путь,
   Эйдос.
   
   Содержание:
   Введение.
   Временные периоды, когда человека с особой остротой чувствует ключевые вопросы бытия.
   Глава 1. Учение о человеке.
   § 1. „Отвергая закон разума, воля впадает в зависимость от чувственных побуждений“.
   Философия в лицее. Пушкин–лицеист о себе как о поэте и философе. Александр Петрович Куницын. Его учение о двоякой, чувственной и разумной, природе человека. Проблема сознания у В.Ф. Одоевского и П.Я. Чаадаева. Общественная позиция Пушкина во время „чумных карантинов“.
   § 2. „Мой портрет“.
   Авторская самохарактеристика юного Пушкина. Учение о темпераментах. Натурфилософские представления русских масонов. Н.И. Новиков. Холерический темперамент Пушкина. Натурфилософия Д.М. Велланского, физиологические аспекты. Считал ли Пушкин себя меланхоликом?
   § 3. „Характер очищает в человеке все неприличное его достоинству“.
   Философский подход к страстям. Труды А.И. Галича, где есть особая часть, посвященная „воле“ и „страстям“. Воспоминания как самая сильная способность души человека. Поведение Пушкина на грани угрозы для жизни как особый вид гедонистической мотивации.
   Глава 2. „Спеши еще заполнить звуками мне душу“.
   § 1. Галич и проблема творчества.
   Александр Иванович Галич. Суждения Галича о строении человеческой психики. Отказ от естественнонаучного метода анализа в пользу интуиции. Чаадаева об истинном происхождении человеческого разума. Учение Галича о творчестве как о даре (свойстве художника) и о подарке (творческой идее) свыше. Овладение Пушкиным искусством сочетания периодов вдохновения и труда.
   § 2. „Импровизатор чувствовал приближение бога“.
   Адам Мицкевич как человек, „мистически“ ориентированный и с „мистическими“ способностями. Грань между душевным здоровьем и психической болезнью. К.Н. Батюшков. Галич о проблеме связи творчества и психического расстройства.
   § 3. „В объятиях Морфея беспечный дух летал“.
   Пушкин часто повторял, что лучше всего ему сочиняется во сне. Сон о „Медном всаднике“. Киреевский считал, что сновидение есть „как бы отверстие, в которое мы можем подсмотреть действия таинственных сил в нашей душе, а может быть и нечто большее“. С.П. Шевырев.
   § 4. „Труд для него был купель, в которой исцелялись язвы“.
   Чрезвычайная требовательность Пушкина в отношении к стихосложению. Его самообразование и сетования о недостатках лицейского обучения. Приемы пробуждения фантазии: мимика, интонации и пр. „Ощущение чудесного“ как основа творческого процесса.
   § 5. Учение Галича об эмоциональной экспрессии.
   „Роспись идеалам греческой пластики“. Параллели метафор: Галич — Пушкин. Проведение физиогномических опытов.
   Глава 3. „Ничтожество меня за гробом ожидает“.
   § 1. „Безверие“.
   Вольтер. Пушкин еще в лицее очень остро пережил мысль о собственной смерти. Вопросы о сущности души. Состояние религиозного экстаза.
   § 2. „Каким образом душа действует на тело, посредственно или непосредственно“?
   Н.М. Карамзин. Его переписка с Лафатером. Учение А.Н. Радищева о трехчастности души. Душа как точка, блуждающая во вселенной.
   Глава 4. „Три франкмасонских удара в дверь“.
   § 1. Масоны.
   Семейная атмосфера. Иван Никитич Инзов. Популяризаторы мистических учений.
   § 2. Учения о животном магнетизме.
   Места в литературном наследии Пушкина, связанные с „магнетическими“, „электрическими“ и с „огненными“ явлениями. Учение Радищева о эфире как живительной основе мироздания. Данило Михайлович Велланский. „Магические действия“ в судьбе Пушкина.
   § 3. Чаадаев и „идея единения“.
   Был ли Чаадаев сумасшедшим? Всепроникновение зла и как с этим бороться. Отсутствие у человеческой души границ и взаимопроникаемость идей.
   Глава 5. „Лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии“.
   § 1. Учение об очарованности жизнью.
   Душа не существует до тех пор, пока не „загорится“ идеей. Феноменология творчества. Три основные идеи: истины, блага и красоты.
   § 2. „Чувства души слабеют и меняются“.
   Ощущение радости жизни. Всегда ли оно было у Пушкина? „Очарованность жизнью“ во время пребывания Пушкина в Царском Селе. Последние часы Пушкина были свободны от гнева.
   Заключение.

 





 Rambler's Top100

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]

 

 

Рейтинг@Mail.ru