Концепция социально-генетической психологии

   Концепция социально–генетической психологии (автор В.В. Рубцов.)– теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурно–исторической школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия). На материале формирования мышления показано, что:
   1. Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;
   2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности;
   3. Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуациичерез осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.
   Литература.
   Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. N 4, 1980, с. 79–89;
   Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987;
   Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. N 3, 1989, с. 7–16;
   Рубцов В.В. Основы социально–генетической психологии. М.–Воронеж, 1996.

 





 Rambler's Top100

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]

 

 

Рейтинг@Mail.ru