Шкала зрелости профессиональных установок (Maturity of Vocational Attitudes Scale) (от лат. scala – лестница и profiteor – объявляю своим делом) — опросник профессиональных установок, автор Дж.О. Крайтс. Состоит из 50 пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: „Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора“); беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы („Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги“); самостоятельность и активность — зависимость („Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители“); реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж („Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего“); информированность и рациональность — боязнь („Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя“). Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач. Проведение тестирования возможно при достижении испытуемым этапа профессионального выбора; может проходить и индивидуально, и в группе; предполагает ситуацию „бумага–карандаш“ (ознакомление с инструкцией и ответы на вопросы); занимает около 10 мин. Обработка алгоритмизирована, осуществляется по шаблонам при сравнении индивидуального профиля со стандартными значениями. В отношении статистических критериев есть данные по надежности общей шкалы (для старшеклассников с интервалом 8–9 мес.: rtt = 0,57) и внутренней консистентности (по критерию Кьюдера–Ричардсона, KR–20 = 0,74). Литература. Crites J.O. Career development processes, in.: Vocational guidance and human development, Boston, 1974, p. 296–320; Crites J.O. Career Maturity Inventory, Monterey, 1978. |