Монаков (Monakow) Константин, фон (4.11.1853, Бобрезово, Россия – 19.10.1930, Цюрих) — швейцарский врач–невропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Испытал влияние вюрцбургской психологической школы. Критик классической теории локализации психологических функций. Проводил плодотворные исследования психологических последствий, возникших из–за поражения различных участков коры головного мозга. Пришел к заключению, что по выпадению тех или иных психологических операций можно судить лишь о зоне поражения, но не о локализации психической функции, в соответствии с этим ввел понятие „асемии", характеризующее то, что нарушения сложных символических функций могут иметь место при самых различных по локализации поражениях мозга. Опираясь на представление об иерархической организации мозга, ввел понятие „диашизиса", которое подразумевает, что всякое органическое поражение, как нервной системы, так и внутренних органов, создает вокруг себя зону функционально–динамических изменений, в силу этого поражение участков, которое не связано с высшими психическими функциями, также может вести к их нарушению, с другой стороны, при нарушении участка мозга, связанного с какой–либо высшей психической функцией, она, через некоторое время, может реализовываться уже другими участками („Die Lokalisation im Grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde", Wiesbaden, 1914). Как автор этих исследований высоко оценивался А.Р. Лурией, который считал Монакова „одним из наиболее глубоких и осторожных неврологов нашего времени". В последние 15 лет жизни одновременно с проведением дальнейших исследований по анатомии и эволюции мозга, занимался пограничными вопросами медицины и философии. В своих трудах „Gefuhl, Gesittung und Gehirn", 1916, и "Psychiatrie und Biologie", 1919, рассматривал проблему психофизического параллелизма и пришел к заключению о независимости высших психических функций от мозгового субстрата. Обращался при этом к понятию „горме" (греч. — стремление), под которым понимал творческое побуждение, характеризующее уже уровень протоплазмы и служащее первоосновой инстинктов. Это понятие очень близко понятию elan vital А. Бергсона, для которого оно выступало первоосновой эволюции и интеллекта, и интуиции. Литература. |