Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение. Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем: 1. Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно — поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять. 2. Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом — основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции. 3. В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов — симптомы трактуются как неадаптивные условные реакции. 4. Механизмом развития симптома выступает вытеснение — симптом основан на неправильном научении. 5. Вариативность симптоматики связана с символикой вытеснения — связана с индивидуальным особенностями обусловливания, вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды. 6. Процесс лечения опирается на историю болезни — излечение опирается на актуальные привычки, и обращение к истории в большинстве случаев излишне. 7. Лечение будет успешным, если удастся обнаружить базовые бессознательные факторы — исцеление наступает, когда устраняются симптомы, т.е. при погашении неадаптивных и формировании желательных условных реакций. 8. Центральным элементом исцеления выступает толкование (симптомов, снов, действий) — толкование не существенно, если оно само не выступает как невротическое действие пациента. 9. Считается, что исцеление симптома ведет к образованию новых — исцеление симптома ведет к существенным улучшениям, т.к. на этой основе происходит также угашение вегетативных и двигательных рефлексов. 10. Для успешного психотерапевтического процесса важен „перенос“ — связи с личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором, но они не являются принципиальными. Экспериментальное исследование признаков интроверсии — экстраверсии: Интеллект: не очень сильный разрыв IQ со словарным запасом (интроверсия) — сильный разрыв (экстраверсия). Ригидность восприятия: высокая — низкая. Настойчивость: высокая — низкая. Скорость: низкая — высокая. Отношение скорость/точность: низкое — высокое. Уровень притязаний: высокий — низкий. Межперсональная вариабельность: низкая — высокая. Социальная открытость: низкая — высокая. Вытеснение: слабое — сильное. Социальная позиция: мягкосердечие — жесткость. Роршах–диагностика: высокое B% — высокое D. ТАТ: низкая продуктивность — высокая. Обусловливание: сильное — слабое. Реминисценция: низкая — высокая. Фигурное последействие: малое — большое. Реакция нагрузки: сверхактивность — вялость. Порог успокоения: высокий — низкий. Константность восприятия: низкая — высокая. Оценка времени: дольше — короче. Вербальное обусловливание: хорошее — плохое. Визуальные представления: оживленные — слабые. Инверсия объемных фигур: медленная — быстрая. Восприятие вертикалей: точное — неточное. Последействие спиралей: долгое — недолгое. Ошибки времени: малые — большие. Бдительность: высокая — низкая. Бесцельная моторная активность: малая — большая. Бесцельная мыслительная активность: малая — большая. Склонность ко лжи: нет — есть. |