Лейпцигская школа — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10–x гг. ХХ в. и просуществовавшее до середины 30–х. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, Х. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия „гештальт“, по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие „комплекс–качество“, родственное понятию „гештальт–качества“ в гештальпсихологии. Комплекс–качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50–х гг. (А. Веллек), а также в гуманистической психологии (Г. Олпорт). |