Среди диагностических средств, призванных помочь школьному психологу при проведении массовых обследований, наиболее популярны интеллектуальные тесты и характерологические опросники. Вместе с тем, есть особая необходимость в выявлении мотивационных составляющих деятельности учащихся, особенно для разработки педагогических стратегий, направленных на перспективу. В частности, разделение учащихся на потоки специализации, которое на практике осуществляется довольно часто, должно проводиться не только по обнаруженному к данному моменту уровню знаний, умений или навыков, но и по их устойчивым личностным предпочтениям. В этой связи могут использоваться тесты интересов и учебной мотивации, но более надежным было бы подключение наряду с ними и опросников, специально ориентированных на исследование мотивационной сферы личности. Данный класс психодиагностических методик представлен многочисленными образцами. Среди них особое место занимают методики, основанные на классификации человеческих потребностей Г. Мюррея, который одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Им и его сотрудниками из Гарвардской психологической клиники была разработана классификация потребностей человека, в которой выделялось 36 потребностей и определялись соответствующие им побудительные условия („давление ситуации“). Выделялись первичные (висцерогенные) потребности (например, в еде, в сексуальной активности), которые основаны на органических потребностях и возникают в соответствии с определенным ритмом или в ответ на воздействие окружающей среды, и вторичные (психогенные), ориентированные на поиск какого–либо объекта или на его избегание. В развернутом виде классификация потребностей была представлена в книге „Исследование личности“ [7], сам же перечень потребностей пополнялся Мюрреем на протяжении всех последующих лет. Им были даны описания следующих психогенных потребностей: 1. Abasement (потребность в самоунижении). 2. Achivement (потребность достижения). 3. Affilation (потребность аффилиации). 4. Aggression (потребность в агрессии). 5. Autonomy (потребность в независимости). 6. Counteraction (потребность в противодействии). 7. Deference (потребность в уважении). 8. Defendance (потребность в защите). 9. Dominance (потребность доминантности). 10. Exhibition (потребность привлечения внимания к себе). 11. Harmavoidance (потребность избегания риска). 12. Infavoidance (потребность избегания неудач). 13. Nurturance (потребность в покровительстве). 14. Order (потребность в порядке). 15. Play (потребность игры). 16. Rejection (потребность неприятия). 17. Sentience (потребность осмысления). 18. Sex (потребность сексуальных отношений). 19. Succorance (потребность поиска помощи). 20. Understanding (потребность понимания). Некоторые психогенные потребности были только постулированы, такие как: Acquisition (потребность приобретения), Blamavoidance (потребность избегания обвинений), Cognizance (потребность познания), Construction (потребность созидания), Exposition (потребность разъяснения), Recognition (потребность признания), Retention (потребность бережливости) [цит. по 3, с. 110–111]. Кроме того, Мюрреем был предложен опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Но значительно большую популярность завоевали опросники, разработанные на основе его схемы другими исследователями. Прежде всего это — „Список личностных предпочтений“ (EPPS) А. Эдварса [4] и „Форма по изучению личности“ (PRF) Д. Джексона [6]. В опроснике „Список личностных предпочтений“ Эдвардса испытуемым предлагался вынужденный выбор из пар утверждений. Всего было 210 пар утверждений, приписанных к 15 шкалам. В результате тестирования строился индивидуальный профиль, который анализировался на основе сравнения каждой потребности с другими по интенсивности. Опросник „Форма по изучению личности“ более прост в технологическом плане. На основе многочисленных исследований Д. Джексоном были сформулировано 20 личностных свойств, основанных на поведенческих проявлениях. Из этого списка 12 позиций совпадали с теми, которые были задействованы в EPPS, но кроме того были добавлены еще 8 — таких, как Defendence (недоверие), Impulsivity (Im — импульсивность), Play (Pl — игра), Social Recognition (SR — потребность в социальном одобрении), „понимание“, Cognitive Structure (тщательность), „защищенность“, Sentience (восприимчивость). В процессе создания теста PRF было сформулировано по 100 высказываний для каждой шкалы, из которых затем было отобрано по 20 заданий — на основе высокой корреляции с суммарным показателем шкалы и низкой корреляции с остальными шкалами. Конструктная валидность созданного опросника была подтверждена при помощи факторного анализа. Правда, как отмечается, что потребности, измеряемые при помощи EPPS, PRF и Тематического Апперцептивного Теста, не являются эквивалентными [1]. Работая со своими немецкими коллегами над созданием региональной версии PRF, Джексон отказался от некоторых шкал, так что в немецкоязычном варианте опросника остались лишь следующие: 1. Achivement (Ac), 2. Affilation (Af), 3. Aggression (Ag), 4. Dominance (Do), 5. Endurance (En) — выдержка, 6. Exhibition (Ex), 7. Harmavoidance (Ha), 8. Impulsivity (Im), 9. Nurturance (Nu), 10. Order (Or), 11. Play (Pl), 12. Social Recognition (Sr), 13. Succorance (Su), 14. Understanding (Un) [8]. Авторами этой разработки давались следующие описания положительной (+) или отрицательной (–) выраженности значений шкал PRF. Потребность в достижении (Ac): (+) индивид ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей; (–) придает мало значения достижениям, прикладывает лишь минимум стараний, не готов достигать далекие цели. Общительность (Af): (+) ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества; (–) предпочитает одиночество, не старается входить с другими во взаимоотношения. Агрессия (Ag): (+) склонен к конфронтации и спорам, готов мстить, при достижении своих целей, не считается с другими; (–) избегает конфронтации и споров, редко выражает недружелюбие, часто извиняется. Доминантность (Do): (+) пытается влиять на других людей, берет на себя роль руководителя; (–) не склонен контролировать других, влиять на них, не берет на себя роль руководителя. Выдержка (En): (+) упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе; (–) имеет мало выдержки и настойчивости в работе, избегает трудностей. Потребность привлекать к себе внимание (Ex): (+) хочет быть в центре внимания, охотно заставляет себя слушать; (–) в обществе других ведет себя сдержанно, не охотно выходит на передний план. Избегание риска (Ha): (+) стремится к максимальной личной безопасности, избегает риска, опасается физических травм; (–) не воспринимает сигналы опасности, готов к риску. Импульсивность (Im): (+) склонен к спонтанным действиям, легко проявляет свои чувства и желания; (–) действует осторожно и рассудительно, держит свои чувства и желания под контролем. Готовность к помощи (Nu): (+) охотно идет на помощь другим, заботится о слабых, больных; (–) не старается помогать другим, редко проявляет заботу. Потребность в порядке (Or): (+) старается держать свои вещи в порядке, отвергает все незапланированное; (–) не заботится о том, чтобы содержать все в порядке, не смущается бесплановости. Ориентация на игру (Pl): (+) много времени проводит в разговорах, склонен к свободному времяпровождению, много действий совершает ради шутки, склонен поговорить; (–) мало времени уделяет отдыху, не склонен шутить. Потребность в социальном одобрении (SR): (+) делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения, ведет себя аристократически; (–) не ценит общественное признание, не слишком старается расположить к себе других. Потребность в поддержке (Su): (+) часто обращается за советом, легко перекладывает ответственность на других; (–) редко обращается за помощью, пытается решить свои проблемы самостоятельно. Общая заинтересованность (Un): (+) стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений; (–) мало интересуется теоретическими дисциплинами [8]. Хотя видно, что некоторые характеристики, например, импульсивность, можно отнести к мотивационным образованиям личности лишь достаточно условно (скорее, это одна из характерологических особенностей), тем не менее данная методика, именно в силу своей широты, представляется хорошим инструментом для практической работы. В нашем исследовании за основу была взята немецкоязычная версия PRF. Она состояла из 234 пунктов, где на каждую шкалу предлагалось по 16 пунктов и существовала дополнительная шкала на социальную желательность (10 пунктов). На этапе перевода опросника на русский язык для того, чтобы добиться большей понятности высказываний, некоторые из них были несколько изменены — прежде всего за счет более четкого указания на конкретную ситуацию. Кроме того, из каждой шкалы было удалено по 4 пункта: введение большого числа пунктов на каждую шкалу (16 пунктов) было обусловлено, по всей видимости, стремлением авторов оригинала получить более однозначную факторную структуру опросника, для диагностических же целей более привычным количеством пунктов является 10–12. Были удалены пункты, либо близкие по смыслу с другими, либо культурно–специфические, такие как, например, пункты: „Вместо того, чтобы позволять другим меня контролировать, я предпочитаю сам оказывать на них влияние“, „Большую часть времени я провожу в развлечениях“ и т.п. Таким образом, экспериментальная версия опросника „Форма по изучению личности“ была составлена из 168 пунктов (14 основных шкал). Экспериментальное исследование проводилось автором совместно с Е.Б. Воеводиной в ряде московских школ (в N 668, N 908 и др.). Выборка состояла из мальчиков — 512 чел. и девочек — 522 чел.; испытуемые распределялись по классам следующим образом: учащиеся 5–х классов (137 чел.), 6–х (336 чел.), 7–х (144 чел.), 8–х (157 чел.), 9–х (204 чел.), 10–х (28 чел.), 11–х (28 чел.). При ответах на пункты опросника использовалась трехступенчатая шкала ответов: от позиции „совершенно не соответствует“ = 1 балл, до позиции „полностью соответствует“ = 3 балла. Анкетирование проводилось в коллективной форме, на протяжении 2–х школьных уроков. Кроме опросника „Форма по изучению личности“ учащиеся заполняли также опросник профессиональных интересов М. Ирле [5]. После проведения анкетирования полученные данные были подвергнуты статистической обработке, которая имела целью прежде всего рассмотрение некоторых структурных особенностей пунктов, входящих в опросник „Форма по изучению личности“. Сначала проверялась гипотеза, в соответствии с которой предполагалось, что по мере взросления структура конкретных личностных реакций, выявляемых при помощи данного опросника, будет становится все более дифференцированной. Для ее проверки рассматривались структуры, полученные при помощи факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс–вращением в подгруппах учащихся разных классов (подгруппы пятиклассников, шестиклассников и т.д.). Но полученные в результате этой процедуры значения указывают на то, что процесс дифференциации личностных качеств либо закончился (в целом) на более ранних стадиях возрастного развития, либо пункты данного опросника нечувствительны к подобным изменениям. Факторные структуры мотивационных особенностей в различных классах имеют приблизительно одинаковый вид: довольно устойчиво и однозначно выделяются такие факторы, как: „Потребность в порядке“, „Общительность“, „Потребность в социальном одобрении“, „Доминантность“, „Избегание риска“; другие факторы более вариативны — выделяются в одном классе и не выделяются в другом (но без определенной тенденции, которая могла бы быть обусловлена возрастом). Принципиальная похожесть факторных решений, полученных на разных возрастах, позволила объединить в один массив всех испытуемых (за исключением 5 класса), чтобы рассмотреть факторную структуру на достаточно большой выборке (897 чел.). При числе априорно задаваемых факторов 14 были выделены факторы, содержательно соответствующие таким шкалам, как: „Потребность в порядке“, „Потребность в социальном одобрении“, „Избегание риска“, „Доминантность“, „Агрессия“, „Общительность“, „Подражание“, „Готовность к помощи“, „Потребность в достижении“, „Общая заинтересованность“, а также 4 фактора, в которые попали пункты из разных шкал. Дальнейшая стандартизация методики могла бы идти по двум направлениям: можно было либо снова добавить в опросник некоторое число пунктов, чтобы на новой выборке получить факторную структуру, близкую к оригиналу, либо, наоборот, удалить некоторые пункты, слабо коррелирующие со „своей“ шкалой, взятой отдельно от других шкал (в этом случае остается открытым вопрос о взаимозависимости факторов). Нами было выбрано второе направление: рассматривались однофакторные решения по всем шкалам опросника (в соответствии с ключами оригинала), и затем из каждой шкалы удалялось по 2 пункта, наиболее слабо коррелирующие с данной шкалой. В Приложении 1 представлены результаты заключительного однофакторного анализа пунктов каждой шкалы. Также был рассчитан по каждой шкале тета–критерий (q), как показатель надежности данного фактора при однофакторном решении [2; с. 71]. Надо отметить, что не вполне удовлетворительным является значение тета–критерия по шкале „Общей заинтересованности“, но до определения причин этого в дальнейших исследованиях данная шкала была оставлена в опроснике. На следующем этапе работы были рассчитаны для всех подгрупп средние значения и среднеквадратичные отклонения по всем шкалам. В силу того, что полученные значения имели статистически незначимые различиях по возрасту и полу, они были пересчитаны для всей выборки (Приложение 1). В заключение следует отметить, что работа по исследованию структуры мотивационных особенностей учащихся школы с помощью данной методики должна быть продолжена. В частности, имеет смысл в дальнейшем рассмотреть, каким образом диагностируемые мотивационные диспозиции связаны со школьной успеваемостью и c ориентацией на профессиональный выбор. Список литературы. 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2–х кн. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982. 2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. Моск. ун–та, 1987. 3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2–х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. 4. Edwards A. Edwards personal preference Schedule. N.–Y., 1954. 5. Irle M., Allehoff W. Berufsinteressentest II (B–I–T II), 2. Aufl., Gottingen: Hogrefe, 1984. 6. Jackson D.N. Personality Research Form Manual. N.–Y.: Goshen, 1967. 7. Murray H.A. et al. Explorations in Personality. N.–Y., 1938. 8. Stumpf H., Angleiter A., Wieck T., Jackson D., Bloch–Till H. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. Приложение 1. Пункты шкал и основные статистики „Формы по изучению личности“. шкала со знаком | поряд-ковый номер в опрос-нике | формулировка пункта | фактор-ный вес |
---|
Ac | 29. | Я стараюсь сделать больше, чем от меня требуется | .585 | Ac | 85. | Я часто стремлюсь к трудно достижимым целям | .558 | Ac | 99. | Мне ничего не стоит работать даже тогда, когда другие развлекаются | .557 | Ac | 43. | Я продолжаю работать над какой–либо проблемой даже тогда, когда другие уже отказались от ее решения | .546 | Ac- | 1. | Я предпочитаю выполнять легкую работу, а не такую, в которой надо преодолевать трудности | -.536 | Ac- | 15. | Мне не нравится напряженная работа | -.390 | Ac- | 113. | Думаю, что, имея подходящую специальность, не надо тратить время на дальнейшее образование | -.374 | Ac- | 57. | Я не стараюсь сделать что–то как можно лучше в ситуации, когда никто не следит, как я делаю | -.264 | Ac- | 71. | Думаю, что для меня лучше работать лишь столько, сколько требуется для приобретения средств для жизни | -.262 | Ac | 127. | Лучше, если в моей профессии будет оплачиваться результат работы, а не затраченное время | .241 | Собств. значение фактора=2.041; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.57 | Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=3.04 | Af | 30. | Я стараюсь как можно чаще бывать в обществе своих друзей | .675 | Af- | 16. | Я гуляю в одиночестве чаще, чем в компании | -.655 | Af- | 58. | Чаще я предпочитаю оставаться в одиночестве, чем быть в группе людей | -.606 | Af | 100. | В большинстве случаев я стараюсь отдыхать так, чтобы проводить время среди других людей | .550 | Af | 86. | Для меня лучше работать в коллективе, чем одному | .519 | Af- | 72. | У меня сравнительно мало друзей | -.518 | Af | 44. | Мне нравится знакомиться с другими людьми | .453 | Af | 2. | Я много времени провожу в посещении друзей | .435 | Af | 114. | Если я вижу вдалеке своих знакомых, то обычно не очень стремлюсь с ними повстречаться | -.283 | Af- | 128. | Я редко очень стараюсь, чтобы доставить радость другим людям | -.240 | Собств. значение фактора=2.629; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.69 | Среднее значение=20.0; Среднеквадр. отклонение=2.69 | Ag | 101. | Я часто ссорюсь или спорю с другими людьми | .637 | Ag | 31. | Я довольно часто ругаюсь | .598 | Ag | 87. | Часто я вывожу других из себя, поднимая их на смех | .598 | Ag | 73. | Я стараюсь ни с кем не вступать в споры | -.507 | Ag- | 129. | Если кто–то меня обидел, я стараюсь это просто забыть | -.461 | Ag- | 115. | Для меня почти невозможно кого–нибудь ударить | -.412 | Ag | 3. | Мне доставляет удовольствие унизить того, кого я не могу терпеть | .392 | Ag- | 17. | Я стараюсь сдерживаться, чтобы случайно не обидеть других людей | -.373 | Ag | 45. | Мне часто приходится ставить на место того, кто меня раздражает | .357 | Ag | 59. | Если по неосторожности я на что–то натыкаюсь, то обычно не злюсь от этого | -.300 | Собств. значение фактора=2.275; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.62 | Среднее значение=20.6; Среднеквадр. отклонение=2.95 | Do | 88. | Я чувствую себя в своей стихии, когда надо управлять деятельностью других людей | .4852 | Do- | 116. | Скорее я воздерживаюсь от каких–либо суждений, чем самоуверенно настаиваю на своем | -.467 | Do- | 74. | Когда мне приходится указывать другим, что они должны делать, мне становится не по себе | -.462 | Do- | 32. | Я бы справился с ролью военного начальника | .461 | Do- | 18. | У меня нет способности убеждению, поэтому вряд ли бы из меня вышел успешный продавец | -.449 | Do- | 4. | Я избегаю ситуаций, которые связаны с необходимостью оказывать на других влияние | -.430 | Do- | 60. | Из меня вышел бы плохой советчик, т.к. я не люблю говорить другим, что они должны делать | -.428 | Do | 102. | Если я нахожусь в коллективе, то большинство решений исходит от меня | .423 | Do- | 130. | Про меня нельзя сказать, что я энергичный и задающий тон человек | -.398 | Do | 46. | Выбрав карьеру политика, я смог бы стать крупным политическим деятелем | .326 | Собств. значение фактора=1.897; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.53 | Среднее значение=19.6; Среднеквадр. отклонение=3.10 | En | 89. | Даже если приходится работать много часов без отдыха, я остаюсь настойчивым и работоспособным | .630 | En | 103. | Даже если у меня сильно болит голова, я продолжаю работать над проблемой | .571 | En- | 117. | Если за определенное время мне не удается что–то закончить, то в большинстве случаев я прекращаю этим заниматься | -.551 | En- | 131. | Если другие отказываются от решения проблемы, то в большинстве случаев я поступаю так же | -.532 | En | 33. | Я не бросаю работу незаконченной, даже если она мне очень наскучила | .527 | En- | 61. | Если я чувствую себя не очень хорошо, я прекращаю работу и отдыхаю | -.495 | En- | 19. | Если мне надо что–то сделать, что мне не нравится, я предпочитаю переложить это на кого–нибудь другого | -.487 | En- | 5. | Если я чувствую усталость, то, как правило, позволяю себе отвлечься от дел | -.444 | En | 47. | Я в состоянии работать над чем–то одним значительно дольше других | .441 | En- | 75. | Уже сама необходимость делать что–то на протяжении многих часов порождает во мне усталость | -.418 | Собств. значение фактора=2.641; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.69 | Среднее значение=20.5; Среднеквадр. отклонение=2.79 | Ex | 104. | Мне довольно легко удается вставать в центр внимания других | .624 | Ex | 62. | Участвуя в театральной постановке, я предпочел бы исполнять главную роль | .573 | Ex | 48. | Я с удовольствием играю главные роли в каких–либо мероприятиях | .565 | Ex- | 132. | Считаю признаком дурного тона стремление встать в центр общего внимания | -.464 | Ex- | 118. | Я чувствую себя неловко, когда другие обращают на меня свое внимание | -.441 | Ex- | 6. | Я стараюсь не слишком выделяться | -.410 | Ex | 76. | Часто я перевожу разговор полностью на собственную персону | .368 | Ex | 90. | Мне всегда нравится направлять разговор к теме, касающейся моих достижений | .367 | Ex- | 20. | В компании я обычно тихо сижу и наблюдаю за другими | -.321 | Ex | 34. | Другие считают меня живым и остроумным человеком | .316 | Собств. значение фактора=2.092; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.58 | Среднее значение=19.7; Среднеквадр. отклонение=3.02 | Ha- | 7. | Мне бы понравилось вести опасный образ жизни | .597 | Ha | 91. | Я избегаю некоторые виды спорта и занятия, которые слишком опасны | -.590 | Ha- | 133. | Мне бы хотелось посетить ночью старый заброшенный дом | .576 | Ha | 77. | Мне доставило бы удовольствие подняться на открытом лифте к верхнему этажу строящегося высотного дома | .552 | Ha | 35. | Я стараюсь избегать работу, связанную с опасными машинами или инструментами | -.498 | Ha | 63. | Предпочитаю не ходить в городской квартал, который считается небезопасным | -.493 | Ha- | 21. | Я всегда готов пойти на риск | .486 | Ha | 105. | Я больше предпочитаю спокойных и осторожных людей, чем склонных к авантюрным приключениям | -.474 | Ha | 49. | Мне трудно представить себя на месте парашютиста, прыгающего с самолета | -.466 | Ha- | 119. | Меня никогда не пугает плавание в незнакомом водоеме | .434 | Собств. значение фактора=2.703; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.70 | Среднее значение=20.1; Среднеквадр. отклонение=2.86 | Im | 106. | Часто я бросаю дело на полпути, чтобы переключиться на что–то другое | .643 | Im- | 134. | Я предпочитаю начинать какую–то работу лишь после того, как окончена предыдущая | -.630 | Im- | 22. | Перед всякой работой я сначала стараюсь тщательно к ней подготовиться | -.584 | Im- | 64. | Если мне надо принять решение, то я полагаюсь на тщательные размышления | -.559 | Im | 50. | Довольно много предметов я разбил или испортил только по своей невнимательности | .453 | Im- | 78. | Я слежу за тем, чтобы в обществе говорить ровным и спокойным голосом | -.453 | Im- | 120. | Я не принадлежу к людям, которые говорят необдуманно | -.351 | Im | 92. | Я начинаю скучать, если приходится долгое время заниматься только одним делом | .333 | Im | 36. | Иногда случается, что я обижаю людей своими необдуманными высказываниями | .320 | Im | 8. | Большинство моих знакомых считает, что я склонен к импульсивным действиям | .216 | Собств. значение фактора=2.262; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.62 | Среднее значение=22.1; Среднеквадр. отклонение=2.90 | Nu | 37. | Я считаю для себя необходимым как можно больше помогать другим людям, давать им советы | .564 | Nu | 79. | В большинстве случаев я сразу предлагаю свою помощь, как только в ней появляется необходимость | .564 | Nu- | 121. | Если кто–то говорит мне о своих проблемах, обычно я не обращаю на это слишком большое внимание | -.520 | Nu- | 135. | Меня злит, когда приходится откладывать свое дело, чтобы кому–нибудь помочь | -.514 | Nu | 51. | Если я вижу старого и беспомощного человека, у меня появляется желание о нем позаботиться | .505 | Nu | 107. | Ко мне постоянно обращаются со своими проблемами, т.к. знают, что я все сделаю, чтобы им помочь | .455 | Nu- | 23. | Я нахожу глупым стремление решать проблемы других людей | -.446 | Nu- | 9. | Я с трудом переношу людей, которые постоянно спрашивают моего совета | -.435 | Nu- | 65. | Если кто–то имеет трудности, я стараюсь в это не вмешиваться | -.421 | Nu- | 93. | Я очень сочувствую одиноким людям | .384 | Собств. значение фактора=2.350; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.64 | Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=2.90 | Or | 66. | Мои вещи всегда лежат на своем месте, и никогда нет проблем что–либо найти | .714 | Or- | 80. | Я часто забываю класть вещи на их собственное место | -.675 | Or- | 10. | Мои личные бумаги по большей части лежат в беспорядке | -.612 | Or- | 24. | Я редко трачу время на то, чтобы аккуратно развешивать свою одежду | -.549 | Or | 52. | Все важные бумаги я храню в строго определенном месте | .510 | Or | 38. | Много времени я трачу на то, чтобы аккуратно разложить все вещи | .482 | Or | 108. | Моя работа всегда хорошо распланирована | .481 | Or- | 136. | Я редко разбираю содержимое ящиков моего письменного стола | -.472 | Or | 94. | Считаю, что просто неприлично иметь неприбранный письменный стол | .459 | Or- | 122. | Я никогда точно не помню, на что в последний месяц мною тратились деньги | -.304 | Собств. значение фактора=2.898; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.73 | Среднее значение=20.6; Среднеквадр. отклонение=2.78 | Pl | 109. | Большая часть моего свободного времени тратится на разговоры и отдых | .609 | Pl | 39. | Я стараюсь при первой же возможности отправиться куда–нибудь поразвлечься | .600 | Pl- | 11. | Я очень редко трачу время только на то, чтобы развлекаться | -.539 | Pl- | 67. | В свободное время я предпочитаю почитать хорошую книгу, чем играть в какие–либо игры | -.517 | Pl | 137. | Мне доставляет радость праздновать даже по незначительному поводу | .500 | Pl- | 25. | Большинство моих друзей — серьезные люди | -.448 | Pl | 95. | Я люблю разыгрывать своих знакомых | .417 | Pl- | 123. | Я устраиваю праздники только в совершенно исключительных случаях | -.351 | Pl- | 81. | Меня считают серьезным и сдержанным человеком | -.351 | Pl | 53. | Иногда простая игра так меня захватывает, что я продолжаю играть на протяжении многих часов | .314 | Собств. значение фактора=2.263; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.62 | Среднее значение=21.3; Среднеквадр. отклонение=2.96 | Sr | 96. | Меня всегда заботит, чтобы произвести на других хорошее впечатление | .586 | Sr- | 82. | Я не обращаю большого внимания на то, какое впечатление произвожу на других людей | -.563 | Sr | 110. | Для меня непереносима мысль приобрести плохую репутацию | .530 | Sr- | 124. | Я не слишком задумываюсь о том, как меня воспринимают другие люди | -.521 | Sr | 138. | Часто что–то делая, я думаю о том, как это будет восприниматься другими | .520 | Sr | 54. | Считаю, что хорошо выглядеть в глазах окружающих — хорошая награда в жизни | .517 | Sr | 26. | Моя жизнь была бы неполна без моего стремления к престижу | .449 | Sr | 40. | Считаю для себя очень важным пользоваться уважением своих знакомых | .439 | Sr- | 68. | Для меня очень мало значит общественное признание | -.414 | Sr- | 12. | Я нахожу смешным слишком заботиться о своей репутации | -.285 | Собств. значение фактора=2.402; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.57 | Среднее значение=21.8; Среднеквадр. отклонение=2.72 | Su- | 83. | Я в состоянии разобраться со своими трудностями, не спрашивая ни у кого совета | .604 | Su | 97. | Я часто чувствую потребность получить от других совет по важному для меня вопросу | -.598 | Su | 111. | Оказываясь в опасности, я прежде всего ищу того, кто смог бы мне оказать помощь | -.543 | Su | 55. | Обычно я чувствую себя неуверенно, если рядом нет кого–то, кто мог бы мне помочь | -.534 | Su- | 13. | Я предпочитаю не зависеть от чьей–либо помощи | .449 | Su- | 27. | В большинстве случаев я принимаю решения, не спрашивая у других совета | .424 | Su- | 125. | Если со мной случается что–то неприятное, я не хочу слышать от других выражения жалости или сострадания | .412 | Su- | 69. | Если я заболеваю, то не люблю, когда друзья или родственники проявляют по отношению ко мне слишком много заботы | .370 | Su | 41. | Обычно я рассказываю другим о своих проблемах, если у них есть возможность мне помочь | -.343 | Su- | 139. | Меня не стало бы угнетать, что другие обо мне не заботятся | .240 | Собств. значение фактора=2.170; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.60 | Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=3.16 | Un- | 14. | Для меня важнее владеть каким–нибудь видом спорта, чем разбираться в литературе и науке | -.606 | Un | 42. | Я много времени готов потратить, чтобы понять, как протекают те или иные процессы в природе | .589 | Un | 112. | Идя на художественную выставку, я сначала стараюсь побольше узнать о конкретном художнике и об истории искусства | .521 | Un | 28. | Если мне на глаза попадаются какие–нибудь новые конструкции, то я всегда стараюсь разобраться, как они функционируют | .401 | Un- | 84. | Если связь теории с практикой видна не сразу, то нет смысла ее долго отыскивать | -.393 | Un | 56. | Для меня проще включиться в дискуссию на общественную тему, чем о спорте | .366 | Un- | 140. | Есть множество занятий, которые я предпочитаю чтению | -.290 | Un- | 126. | Для меня предпочтительнее создавать что–то собственными руками, а не заниматься научной теорией | -.218 | Un- | 70. | Просто не понимаю, что чистые интеллектуалы находят интересного в жизни, далекой от практики | -.214 | Un | 98. | Обычно я читаю сразу несколько книг на определенную тему | .182 | Собств. значение фактора=1.649; q (тета–надежность фактора при однофакторном решении)=0.44 | Среднее значение=20.8; Среднеквадр. отклонение=2.82 |
|