Теория раннего концептуального развития К. Нельсона (от лат. cоnceptus – понятие) — теория формирования мышления и языка в раннем детском возрасте. Здесь постулируется, что в последней четверти первого года жизни ребенка у него складывается достаточно развитая ментальная репрезентация внешнего мира и собственных взаимодействий с ним. Она образована относительно крупными сукцессивными единицами — „сценариями“, которые являются знаниями о событии, а не об объекте как таковом. „Сценарий“ включает в себя объект, условия его появления, собственное взаимодействие ребенка с ним и со взрослыми по поводу данного объекта. Соответственно речь сначала строится по поводу таких целостных сценариев. В дальнейшем происходит разложение их на составляющие элементы, что позволяет использовать конструкции речи в их символических функциях, т.е. независимо от контекста. Литература. Nelson K. Concept, word and sentence: Interrelation in acquisition and development // Psychol. Rew. 1974, N 8; Nelson K. The conceptual basis for language // (Eds.) T.B. Sceilen, W. Wannenmacher. Concept development and the development of word meaning. B., 1983, p. 173–188. |