Психология жизненного пути /life–span development psychology/ (от греч. psyche – душа + logos – учение) — психологическое направление, основанное на результатах лонгитюдных исследований развития человека на протяжении всей его жизни. В рамках этого направления сформулированы следующие выводы: существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей жизни; степень устойчивости различных индивидуально–типологических свойств личности неодинакова; разным индивидуально–типологическим свойствам личности соответствуют разные типы развития; типы развития зависят от исторических условий, в которых происходит развитие личности. В частности показано, что по поведению ребенка (по большинству признаков в 6 по 10 лет, по некоторым — уже в 3 года) можно дать прогноз его поведения во взрослой жизни. Это прежде всего форма выхода из стрессовых ситуаций, социальная тревожность, импульсивность, зависимость от других, выраженность познавательных интересов, полоролевая идентификация и др. Литература. (Eds.) Guolet L.R., Baltes P.B. Life–Span Development Psychology. Research and Theory. N.Y.–L., 1970; (Eds.) Nesselroade J.R., Reese H.W. Life–Span Development Psychology. Methodological Issues. N.Y.–L., 1973; (Eds.) Datan N., Ginsberg L.H. Life–Span Development Psychology. Normative Life Crises. N.Y.–L., 1973; Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987, N 4, с. 126–137. |