Развитие психики в филогенезе Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека. Одной из форм активности живого являются тропизмы (греч. tropos — поворот, направление) — изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (свет, притяжение земли, химические раздражители). Г. Лебон рассматривал тропизмы как основу жизнедеятельности животных. Следующей стадией развития активности живого являются таксисы (греч. taxis — порядок, расположение) — инстинктивная форма пространственной ориентации животных. В соответствии с ними начинается движение либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Виды: — фототаксисы, как реакции на свет, — хемотаксисы на химические раздражители, — термотаксисы на температурные изменения, — геотаксисы на силу тяжести, — гидротаксисы на течение жидкостей. Для одноклеточных и многих низших многоклеточных животных характерны: — ортотаксисы, как реакции на ускорение или замедление передвижения, — клинотаксисы, как реакции на изменение направления передвижения на определенный угол. Инстинкты (лат. instinctus — побуждение) — генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая относительно вариативна, и завершающую, более постоянную. Инстинкты принадлежат, прежде всего, к пищевой, защитной, репродуктивной сферам, характерным для данного вида. Орудийные действия животных — форма поведения животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. Используемое „орудие“ является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия и т.д.). Учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова. По мере развития мозга возникает возможность прижизненно изменять индивидуальное поведение, за счет чего родовая основа поведения, основанная на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен И.П. Павловым (1849–1936) в его учения о высшей нервной деятельности. Основываясь на представлениях И.М. Сеченова о сигнальной функции внешних раздражителей, И.П. Павлов предложил единицами поведения рассматривать безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Рефлекс (лат. reflexus — отраженный) — форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции и т.д. Основные положения о механизмах действия рефлекса были сформулированы Р. Декартом. В соответствии с классификацией, предложенной И.П. Павловым, выделяют: — условные рефлексы, — безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс — форма рефлекса, который всегда реализуется при действии на организм определенных раздражителей. Генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами. Особенности связи между органами восприятия и исполнительными органами были постулированы в теории функционального круга Я. Икскюля. В этой теории в рамках субъективно–идеалистического учения о мире объяснялось взаимодействие организма и окружающей среды. Исходной выступала та предпосылка, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это — „перцептуальный мир“ (Merkwelt), мир восприятия, „все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им“. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю — при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как „операциональный мир“ (Wirkwelt), как мир действий, „все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий“. Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как „поле деятельности“ (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя „функциональный круг“. На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что, по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания. Среди видов безусловных рефлексов выделяют: — простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), — более сложные, лежащие в основе инстинктов и образованные экологически валидными последовательностями безусловных рефлексов. Условный рефлекс — форма рефлекса, которая представляет собой динамическую связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем. Для объяснения условного рефлекса на уровне мозга было введено понятие временной нервной связи, как механизма, обеспечивающего функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды. В ходе многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в школе И.П.&nbap;Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов: — совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи; — при отсутствии подкрепления (в результате многочисленного неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения. Для объяснения возможности развития психики человека на основе общественного опыта И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система (лат. signum – знак и греч. systema – соединение) — вид сигнальной системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно–рефлекторными реакциями. Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку. Развитие психики в онтогенезе. Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Периодизация психического развития. Существует множество периодизаций психического развития (греч. periodos — круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. На основе эволюционного подхода Ст. Холла А.Л. Гезелл (1880–1961), американский психолог, один из основателей детской психологии, разработал и стандартизовал метод наблюдения за детским поведением, в частности с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Разработал шкалу измерения умственного развития детей раннего возраста, которая вскоре стала очень популярной. Используя эту шкалу, описал возрастные нормы развития ребенка. В учении Ж. Пиаже (1896–1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта. В учении З. Фрейда — направленность либидозной энергии. Ш. Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: первая фаза (до 16–20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25–30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65–70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1. Базисное доверие (недоверие). 2. Автономия (чувство зависимости). 3. Инициативность (чувство вины). 4. Производительная предметная деятельность (чувство неполноценности). 5. Идентичность (диффузию идентичности). 6. Интимность и солидарность (изоляция). 7. Творчество (застой). 8. Эго–интеграция (разочарование в жизни). Зона ближайшего развития. Л.С. Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития“. Это — теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Позже было показано, что помощь взрослого должна быть строго к месту и времени. Сензитивные периоды развития. Сензитивные периоды развития (лат. sensus – чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий. В культурно–исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии „возрастные кризисы“. Возрастные кризисы (греч. krisis – решение, исход)— нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и юношеский кризис. Дальнейшее развитие культурно–историческая психология нашла в трудах Д.Б. Эльконина, который разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления. Этапы онтогенеза. Возраст. Возраст — качественно специфическую ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития. Принято выделять следующие возраста: — пренатальный период, — младенчество (от рождения до 1 года), — ранний возраст (1–3), — дошкольный возраст (от 3 до 6–7), — младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), — подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17), — юношеский возраст (от 15–17 до 19–21), — молодость (от 19–21 до 25–30), — зрелость (от 25–30 до 55–60), — старость (от 55–60 и старше). Пренатальный период. Пренатальный период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения. Детство. Детство — этап онтогенетического развития индивида, который длится от рождения и до появления принципиальной возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды: — младенческий возраст, — ранний возраст, — дошкольный возраст, — младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости. Младенческий возраст. Младенческий возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: — новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; — первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение с взрослым; — второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка. Новорожденность. Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется „социальная“ улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого. Этап первого года. Этап первого полугодия — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно–мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно–личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Комплекс оживления (лат. complexus — сочетание), описанный Н.М. Щеловановым (1920–е гг.) как показатель онтогенетического развития индивида, которая Различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Генезис. Формирование комплекса оживления происходит с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Нарушение последовательности формирования комплекса оживления может служить индикатором задержки психического развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Этап второго полугодия — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно–манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение с взрослым, которое становится ситуативно–деловым. В рамках этого ситуативно–делового общения с взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами. Если развитие младенца происходит в неадекватных условиях, то это ведет к необратимым личностным последствиям. Данный эффект получил свое отражение в исследованиях Р.А. Спитца (1887–1974) по проблеме госпитализма. Госпитализм (лат. hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития (глубокая психическая и физическая отсталость), обусловленное „дефицитом“ общения с взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движениям (раскачивание тела). Представляет собой последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, „холодных“ матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение „депрессии зависимости“. Ранний возраст. Ранний возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: — формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; — развивается ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками; — формируются когнитивные процессы; — происходит овладение пассивной и активной речью; — становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов. Дошкольный возраст. Дошкольный возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: — младший дошкольный возраст (3–4 года), — средний дошкольный возраст (4–5 лет), — старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. Игра. Игра — форма активности животного организма, которая основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В подходе К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им „функциональным удовольствием“. Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно–психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость и застенчивость. Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности. В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая с появлением социализированных и объективизированных символов — знаков. В игре принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся, прежде всего, предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 4–5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью. Ролевая игра. Ролевая игра — преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково–символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля за поведением. Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом. Младший школьный возраст. Младший школьный возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6–7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I–IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Подростковый возраст. Подростковый возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Этому возрасту свойственен так называемый „подростковый эгоцентризм“, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Юношеский возраст. Юношеский возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор. Литература по разделу Развитие психики в онтогенезе: Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978; Анцыферова Л.И. (Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981; Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924; Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926; Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. М.–Л., 1930 (совм. с А.Р. Лурия); Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935; Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1936; Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти томах. М., 1982–1984; Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991; Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988; Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 1972; Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1976; Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростков. 1959; Логинова Н.А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии / Вопросы психологии. 1980, N 1; Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977; Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Вопросы психологии. N 2, 1985, с. 106–117; Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987; Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. 1982; Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. 1978; Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. 1989; Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. 1987; Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 1972; Эльконин Д.Б. (Ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966; Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974; Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1967; Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. |